Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения
Достоверные исходные тексты правовых документов
Искать в банке данных «Таможенное законодательство»
Открытые данные
Раздел сайта
По категориям пользователя

Федеральная таможенная служба

Сотрудничество со странами дальнего зарубежья

Опубликовано: 23 октября 2017 03:47
Последнее изменение: 29 июля 2019 13:16

По линии дальнего зарубежья ФТС России проводится работа по развитию договорной правовой базы таможенного сотрудничества, расширению числа совместных проектов и инициатив, направленных на создание комфортных условий внешнеэкономической деятельности, а также упрощение и ускорение таможенных процедур при сохранении надлежащего уровня контроля за безопасностью международной торговли.

География сотрудничества ФТС России с зарубежными таможенными администрациями охватывает все регионы мира. Взаимодействие с партнерами выстраивается исходя из особенностей двусторонней торговли, ее объема и номенклатуры товаров, наличия тех или иных проблем и потенциальных точек роста.

Несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, поразившую мир в 2020 году, уровень сотрудничества в таможенной сфере не только не упал, но и получил новый виток развития, в том числе с учетом необходимости обеспечения приоритетного и беспрепятственного перемещения через границы грузов, направленных на борьбу с пандемией COVID-19 и ее последствиями.  

Азия

Основным партнером ФТС России в регионе является Главное таможенное управление Китайской Народной Республики. Контакты с китайской стороной осуществляются на центральном, региональном и территориальном уровнях на плановой основе.

Приоритетными задачами на данном направлении являются содействие увеличению объемов российско-китайской торговли до 200 млрд. долларов США годового товарооборота к 2024 году, а также упрощение таможенных процедур в контексте инициативы по созданию Большого Евразийского партнерства и сопряжения строительства Евразийского экономического союза с «Экономическим поясом Шелкового пути».

В рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств организована работа Подкомиссии по таможенному сотрудничеству, встречи которой проводятся ежегодно. В рамках Подкомиссии функционируют девять российско-китайских рабочих групп по тем или иным вопросам таможенного дела.

Среди ключевых направлений совместной работы в настоящее время стоит отметить следующие проекты:

1) Проект по организации автоматизированного обмена сведениями о стоимости товаров, перемещаемых между Россией и Китаем. Основная цель – получение в режиме реального времени от ГТУ КНР сведений о стоимости товаров из экспортной таможенной декларации в целях борьбы с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров при их ввозе в Российскую Федерацию.

2) Проект «Зеленый коридор». Цель – дальнейшее сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД, за счет обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых во взаимной торговле России и Китая, и использование такой информации в рамках национальных систем управления таможенными рисками.

3) Проект по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров в отдельных пунктах пропуска на российско-китайской границе. Цель – ускорение совершения таможенных операций на этапе фактического пересечения границы.

4) Проект по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора. В 2019 году был подписан План действий между ФТС России и ГТУ КНР по взаимному признанию УЭО. В настоящее время в рамках данного плана ведутся переговоры по согласованию и подписанию соглашения о взаимном признании УЭО.

Активно развивается взаимодействие с таможенной службой Южной Кореи. Наиболее перспективные участки работы с корейскими партнерами сегодня – инициатива по взаимному признанию УЭО, а также подготовка к подписанию меморандума о сотрудничестве в области управления рисками.

Традиционным партнером среди стран Азии является также Япония.

В рамках российско-японского таможенного сотрудничества стороны обмениваются данными таможенной статистики, в т.ч. по импорту продукции морского промысла российского происхождения. Кроме того, ФТС России активно взаимодействует с Бюро таможни и тарифов Министерства Финансов Японии на региональном уровне: регулярно проводятся встречи Дальневосточного таможенного управления с японским региональным таможенным управлением Хакодатэ. Представителями ФТС России в Японии установлены контакты со всеми крупнейшими бизнес-ассоциациями Японии (Кейданрен, Джетро, Ротобо, Японская ассоциация таможенных брокеров и т.д.), регулярно проводятся семинары для японских участников ВЭД по актуальным вопросам таможенного администрирования в России и Евразийском экономическом союзе.

Еще одной страной, сотрудничество с которой характеризуется как активное, является Монголия. Основными направлениями совместной работы российской и монгольской таможен являются:

- мероприятия по обеспечению стабильного функционирования пунктов пропуска на росийско-монгольской границе;

- упрощение таможенного администрирования в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-монгольскую государственную границу (прежде всего, путем обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах);

- правоохранительное сотрудничество;

- обмен статистическими данными о взаимной торговле;

- административное содействие в рамках проведения таможенных проверок.

Сотрудничество между таможенными службами России и Индии также носит стратегический характер. Взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонних площадках – в рамках БРИКС, Всемирной таможенной организации, Международного транспортного коридора «Север-Юг». Налажен обмен статистическими данными о взаимной торговле в рамках соответствующего Меморандума, активно взаимодействуют образовательные учреждения сторон (РТА и Национальная академия таможни, косвенных налогов и противодействия наркотикам), осуществляется запросно-справочная работа. Ведется согласование подходов в отношении запуска «зеленого коридора» в рамках двусторонней торговли.

Активно развиваются контакты и с другими странами региона.

В частности, с таможенными службами Таиланда, Шри-Ланки, Пакистана и Афганистана ведется работа по подготовке к подписанию базовых соглашений по сотрудничеству и взаимной помощи в таможенных делах.

Европа

Активное сотрудничество на европейском направлении осуществляется с крупными торговыми партнерами Российской Федерации, такими как Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, а также с приграничными странами, в частности, с Финляндией, Латвией и Эстонией.

Направления и форматы такого сотрудничества определены Протоколом № 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства" от 24 июня 1994 года, а также двусторонними межправительственными соглашениями о взаимной помощи в таможенных делах.

Сотрудничество с Таможенной администрацией Нидерландов активно развивается, что, в числе прочего, обусловлено ростом двустороннего товарооборота. Основные направления сотрудничества – пилотный проект по обмену информацией между таможенными органами аэропортов Шереметьево и Схипхол, правоохранительное сотрудничество, обмен опытом в области управления рисками, функционирования инспекционно-досмотровых комплексов, электронной торговли и др.

Крупным торговым контрагентом и традиционным партнером Российской Федерации в европейском регионе является Финляндия, что обуславливает глубину и разнообразие совместных направлений сотрудничества ФТС России и Таможни Финляндии. Ключевые вопросы решаются в рамках Российско-Финляндской постоянной межведомственной рабочей группы по таможенным делам, функционирующей на площадке Российско-Финляндской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Ежегодно проводятся переговоры руководства таможенных служб, а также большое количество мероприятий на региональном и приграничном уровнях, в том числе регулярные встречи начальников таможен и таможенных постов, совещания с представителями пограничных служб и железнодорожных операторов двух стран, семинары с участниками внешнеэкономической деятельности. Действует рабочая группа по таможенному  контролю делящихся и радиоактивных материалов, регулярно проводятся совместные учения на российско-финляндской границе,  проводятся экспертные консультации по сопоставлению статистических данных в целях уменьшения существующих расхождений, осуществляется взаимное содействие в области таможенного регулирования экспорта леса из России в Финляндию.

Сотрудничество со странами Прибалтики также характеризуется как активное. Так, в Латвии работает представитель ФТС России, функции которого также распространяются на Литву и Эстонию. Постоянно функционируют российско-латвийская и российско-эстонская рабочие группы по таможенному сотрудничеству. Взаимодействие с таможенными органами указанных стран направлено, прежде всего, на обеспечение стабильного функционирования таможенных органов в сопредельных пунктах пропуска, содействие развитию транзитного потенциала региона, борьбу с таможенными правонарушениями, обмен передовым опытом и практиками таможенного администрирования.

Активно развивается сотрудничество с таможенными органами Бельгии. Успешно решаются задачи, связанные с выявлением и пресечением нарушений таможенного законодательства в двусторонней торговле, обеспечением точного взимания таможенных платежей, аналитической и запросно-справочной работой и иными сферами взаимодействия, предусмотренными Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о взаимной административной помощи в таможенных делах от 2001 года. В 2020 году сторонами начата работа по согласованию проекта международного договора об электронном обмене сведениями о сертификатах Кимберлийского процесса.

Еще одним традиционным партнером ФТС России в Европе является Агентство таможни и государственной монополии Италии. Среди основных форматов взаимодействия можно отметить пилотный проект «Зеленый коридор», взаимную административную помощь в рамках правоохранительной деятельности, обмен опытом при проведении таможенных экспертиз, проведение совместных семинаров для участников внешнеэкономической деятельности.

Латинская Америка

ФТС России установлены регулярные контакты и с таможенными администрациями стран Латинской Америки. Среди основных партнеров ФТС России в данном регионе – таможенные службы Аргентины и Бразилии.

Основные направлениями совместной работы с аргентинскими коллегами являются обмен информацией и взаимопомощь в рамках Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, обмен статистическими данными о взаимной торговле, борьба с правонарушениями в таможенной сфере, запросно-справочная работа.

Широкий круг вопросов решается во взаимодействии с таможенными органами Бразилии. Среди основных - организация обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Бразилией, применение электронных систем верификации сертификатов о происхождении товаров, взаимное признание УЭО и др. Отдельным треком является выработка единых позиций в рамках «таможенной повестки» БРИКС.

Традиционным партнером в регионе является Генеральная таможня Республики Куба. Постоянно функционирует двусторонняя рабочая группа по таможенному сотрудничеству, которая была создана по итогам 10-го заседания Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Активно развиваются контакты с таможнями Парагвая и Венесуэлы, ведется согласование двусторонних соглашений таможенной направленности с уполномоченными органами Перу, Уругвая и Чили.

Ближний Восток и Африка

Одним из крупнейших партнеров ФТС России в данном регионе является таможенная служба Турции. Сотрудничество с коллегами организовано по ряду важнейших направлений, среди которых:

- реализация проекта «Упрощенный таможенный коридор» с целью создания благоприятных условий для добросовестных участников ВЭД при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;

- взаимодействие в рамках Совместного таможенного комитета таможенных служб России и Турции и в рамках входящих в него рабочих групп (в области управления рисками, совершенствования таможенных технологий, борьбы с таможенными правонарушениями и таможенной статистики взаимной торговли);

- взаимное признание УЭО (подписан план действий между ФТС России и Министерством торговли Турецкой Республики по подготовке протокола о взаимном признании УЭО).

Активное взаимодействие организовано с таможенной службой Марокко. С 2019 года стороны приступили к практическому запуску проекта «Зеленый коридор». В высокой степени готовности находятся межведомственные протоколы о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости и взаимного административного содействия в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Реализуются совместные инициативы с таможенными администрациями Израиля, Египта, Туниса, Иордании, Ирана и Палестины.

С рядом ближневосточных государств ФТС России в настоящее время ведется работа над проектами базовых соглашений о взаимной помощи в таможенных делах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар).