Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения
Достоверные исходные тексты правовых документов
Искать в банке данных «Таможенное законодательство»
Открытые данные
Раздел сайта
По категориям пользователя

Федеральная таможенная служба

Участие ФТС России в международных организациях, интеграционных объединениях, а также в рамках Союзного государства России и Белоруссии

Опубликовано: 23 октября 2017 03:47
Последнее изменение: 19 мая 2021 15:53
Всемирная таможенная организация

ФТС России традиционно является одним из ключевых членов Всемирной таможенной организации и принимает активное участие в ее деятельности.

Под председательством ФТС России ведется работа по формированию собственного механизма оценки эффективности деятельности таможенных органов в рамках соответствующей рабочей группы ВТамО. Создание данной системы позволит Всемирной таможенной организации самостоятельно, опираясь исключительно на внутренние базы данных таможенных служб - стран ее членов, формировать собственное представление об уровне развития таможенного администрирования.

В 2020 году, ФТС России, как член Политической комиссии инициировала работу по усовершенствованию внутренних процессов и обеспечения прозрачности в деятельности ВТамО (управленческой, стратегической и кадровой), которая была поддержана рядом стран, включая крупнейших доноров организации. Советом принято решение о детальном рассмотрении вопроса в межсессионный период и включения его в повестку следующих сессий Политической комиссии и Совета ВТамО.

В качестве члена Финансового комитета ФТС России предложены конкретные рекомендации по повышению транспарентности расходной и доходной частей бюджета организации, сокращения издержек и улучшения финансовых результатов особенно в период действия ограничительных мер по всему миру. Все рекомендации ФТС России в настоящее время прорабатываются Финансовым комитетом.

ФТС России продолжает работу по популяризации русского языка на площадке ВТамО. Заседания ключевых политических и рабочих органов ВТамО переводятся на русский язык, что способствует привлечению к участию в работе ВТамО экспертов из стран СНГ, не владеющих официальными языками ВТамО (англ. и франц. языки). В целях закрепления результатов Пилотного проекта по использованию дополнительных языков в работе ВТамО ФТС России в перспективе планирует выработать механизм постоянного финансирования переводов на дополнительные языки (включая русский) заседаний рабочих органов ВТамО.

В 2020 году представитель ФТС России был избран председателем Проектной группы по глобальной информационной стратегии ВТамО.

В задачу группы будет входить создание компендиума по рискам ВТамО, который должен заложить основу для формирования риск профилирования всех таможенных администраций мира.

ФТС России активно участвует в работе по актуализации правовых инструментов ВТамО в соответствии с подходами по укреплению позиции правовой базы организации среди иных международных объединений. Деятельность ФТС России по данному направлению нацелена на смещение акцентов на формирование обязательной нормативной правовой базы во ВТамО, ее актуализации и совершенствование механизмов мониторинга имплементации международных инструментов.

БРИКС

В рамках российского председательства в БРИКС в 2020 году по линии таможенного сотрудничества ФТС России было организовано и проведено 7 видеосовещаний с экспертами таможенных служб стран БРИКС по вопросу согласования проекта Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам.

До 2020 года более 85% положений Соглашения оставались неурегулированными.

В связи с этим ФТС России вела усиленную работу по подготовке единой версии документа, проводя экспертные встречи с представителями таможенных администраций стран БРИКС, внутриведомственные совещания, а также переговоры МИД России по формированию компромиссных решений при достижении результата.

Российская Федерация передала председателю объединения Индии, согласованный на 90% проект соглашения и будет оказывать экспертное содействие индийским коллегам в скорейшем подписании многостороннего документа в 2021 году.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

В 2020 году ФТС России активно участвовала в деятельности, инициированной Правительством РФ по активизации сотрудничества с ОЭСР по таким направлениям деятельности, как:

анализ правового инструментария ОЭСР и приведение российской нормативной правовой базы в соответствии с ее нормами;

гармонизация подходов к ведению статистики и верификация сведений, содержащихся в базах данных ОЭСР по России в целях повышения позиции России в рейтинге ОЭСР.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН)

В 2020 году на площадке ЭСКАТО был создана Специальная рабочая группа по упрощению документооборота между Россией, Китаем, Кореей и Монголией.

ФТС России активно участвует в деятельности рабочей группы.

В настоящее время в ходе заседаний, а также в рамках межсессионной работы стороны проводят сравнительный анализ таможенного законодательства и практики таможенного администрирования стран, участвующих в работе.

В дальнейшем при содействии ВТамО планируется разработка проекта единого формата таможенных документов между упомянутыми странами и соответствующего инструмента для повсеместного использования среди всех таможенных администраций стран членов ВТамО.

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз

Евразийская экономическая комиссия (Постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС)

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии

Мясникович Михаил Владимирович

Взаимодействие ФТС России с государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществляется посредством участия в работе различных Консультативных комитетов и рабочих групп при Евразийской экономической комиссии.

ФТС России принимает активное участие в работе по целому ряду международных проектов ЕАЭС, среди которых можно отметить следующие:

  • создание единой системы транзита товаров;
  • маркировка товаров;
  • прослеживаемость товаров.

Одновременно ведется активная работа в рамках работы Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза, которая направлена на:

  • упрощение таможенного администрирования,
  • совершенствование таможенного контроля,
  • соблюдение запретов и ограничений,
  • формирование общих информационных ресурсов,
  • внедрение и максимальное использование информационных технологий.

Объединенная коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) координирует практические действия таможенных служб государств – членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела.

Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22 июня 2011 года. В 2015 году к указанному Договору присоединились Армения и Киргизия.

Председатель Объединенной коллегии – руководитель Федеральной таможенной службы (Российская Федерация).

Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС.

Функции рабочего аппарата – Секретариата Объединенной коллегии выполняет таможенная служба Российской Федерации.

Основными задачами Объединенной коллегии являются:

  • координация деятельности таможенных служб государств – членов ЕАЭС;
  • участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб;
  • обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;
  • обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

При Объединенной коллегии созданы рабочие группы по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе:

  • по вопросам классификации товаров;
  • по вопросам защиты интеллектуальной собственности;
  • по совершенствованию единой транзитной системы и обеспечению безопасности цепи поставок;
  • по таможенной экспертизе и экспертным исследованиям;
  • по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов Евразийского экономического союза;
  • по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров;
  • по вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и применения их обеспечения;
  • по вопросам интернет-торговли;
  • по вопросам информационно-технического обеспечения общих процессов Евразийского экономического союза в таможенной сфере;
  • по обеспечению соблюдения запретов и ограничений;
  • для подготовки предложений по внесению изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств – членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2011 года.

Заседания Объединенной коллегии, как правило, проводятся 4 раза в год. По их итогам на основе консенсуса принимаются решения, которые объявляются для исполнения приказами руководителей центральных таможенных органов государств – членов ЕАЭС.

12 марта 2020 года в г. Бресте (Республика Беларусь) состоялось 34 заседание ОКТС, в ходе которого были обсуждены совместные шаги по совершенствованию единой транзитной системы и результаты внедрения цифровых технологий.

Кроме того, подведены первые итоги пилотного проекта по перевозке товаров из Азии в Европу по маршрутам Наушки – Колядичи и Наушки – Орша, запущенного в январе 2020 года. Принято решение о проработке вопроса об организации новых пилотных проектов в отношении перевозок товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Принимая во внимание важность информационного взаимодействия на фоне активного внедрения в мире цифровых технологий, участники встречи приняли решения, направленные на совершенствование порядка и технологий электронных процессов, необходимых для применения мер таможенного контроля. В частности, были внесены изменения в технологию обмена информацией в рамках учета временного ввоза и вывоза автомобильных транспортных средств. Стороны также утвердили Методику автоматизированного формирования унифицированных стоимостных индикаторов риска и внесли изменения в Перечень категорий товаров, в отношении которых осуществляется контроль уровня таможенной стоимости.

Союзное государство России и Белоруссии
Постоянный комитет Союзного государства (координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников)
Государственный секретарь Союзного государства
Мезенцев Дмитрий Федорович

Двустороннее сотрудничество России и Белоруссии в таможенной сфере развивается в рамках Союзного государства в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, является важной частью российско-белорусского практического взаимодействия и характеризуется позитивными результатами.

22 июня 1996 года создан Таможенный комитет Сообщества (России и Белоруссии), который впоследствии переименован в Таможенный комитет Союзного государства.

В соответствии с Положением о Таможенном комитете Союзного государства его основными задачами являются:

- участие в создании правовых и организационных условий для формирования и функционирования единого таможенного пространства, защита экономических интересов Союзного государства, обеспечение в пределах своей компетенции его экономической деятельности;

- унификация и гармонизация таможенного законодательства, организация и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и транспортных средств и их транзита, в пределах компетенции таможенных служб государств-участников Союзного государства, в том числе:

  • обеспечение единства применения мер таможенно-тарифного регулирования, единого порядка экспортного и валютного контроля;
  • реализация единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
  • обеспечение формирования единой нормативно-правовой базы Союзного государства по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб;
  • обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного законодательства государств-участников Союзного государства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы государств-участников Союзного государства;
  • разработка и внесение в органы Союзного государства предложений по установлению, введению и применению единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и контроля;
  • обеспечение участия Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Таможенный комитет Союзного государства возглавляет Председатель, который имеет заместителей по числу государств – участников Союзного государства, назначаемых на должность и освобождаемых от должности решением Совета Министров Союзного государства по представлению Постоянного комитета Союзного государства.

В Таможенном комитете Союзного государства образована коллегия, в состав которой входят Председатель Таможенного комитета Союзного государства (председатель коллегии), его заместители, а также руководящие работники центральных таможенных органов государств – участников Союзного государства с равным представительством от каждого центрального таможенного органа.

Функции рабочего аппарата Таможенного комитета Союзного государства выполняет центральный аппарат ФТС России.

Наиболее эффективной формой таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства на сегодняшний день являются совместные программы.

В настоящее время в рамках работы Таможенного комитета Союзного государства ведется работа по подготовке концепций двух программ: «Создание интеллектуальной системы контроля и анализа рентгеновских изображений (сканограмм) инспекционно-досмотровых комплексов» и «Создание интеллектуальной системы оформления и контроля товаров, пересылаемых в рамках электронной торговли».

Первая программа позволит таможенным органам России и Белоруссии обмениваться снимками ИДК, проводить их автоматизированную обработку, и использовать результаты их обработки при проведении таможенного контроля.

Проект концепции второй программы нацелен на разработку и внедрение инновационных технологий, развитие цифровой экономики и формирование общего информационного пространства.

Таможенные службы России и Белоруссии также принимают активное участие в работе Российско-Белорусской рабочей группы по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, деятельность которой направлена на выработку решений долгосрочного, перспективного характера. В рамках работы указанной группы утверждена программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. В целях реализации названной программы таможенными службами России и Белоруссии в настоящее время проводится работа по согласованию двух сформированных дорожных карт:

  • по интеграции информационных систем государственных контролирующих органов и систем прослеживаемости товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  • по созданию интегрированной наднациональной системы управления таможенными рисками Союзного государства, предусматривающей формирование общесоюзных и целевых профилей рисков, в рамках которых отработка мер по минимизации рисков осуществляется сторонами на территории своего государства.

Указанные дорожные карты направлены на:

1) создание единого информационного пространства для контроля за таможенным транзитом товаров;

2) интегрирование информационных систем для прослеживаемости товаров и транспортных средств;

3) организацию совместного таможенного контроля и создание интегрированной наднациональной системы управления таможенными рисками Союзного государства.

Для эффективной реализации совместных проектов важное значение имеет использование информационных технологий, которые развиваются на общих принципах и единых форматах. Схожие технические решения при создании информационных систем таможенных служб России и Белоруссии по сути обеспечивают готовность обеих стран к переходу на более глубокий уровень интеграции.