Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения

Федеральная таможенная служба

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по применению таможенного законодательства в части института уполномоченных экономических операторов

17 октября 2018 10:26, изменено 14 февраля 2019 08:51
Каким требованиям должна отвечать система учета товаров уполномоченного экономического оператора и каким образом необходимо организовать представление удаленного доступа должностных лиц таможенных органов к данной системе?

В соответствии с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) направляем информацию относительно деятельности уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) в части таможенного контроля после выпуска товаров, а именно при проведении выездной таможенной проверки по вопросу включения юридических лиц в реестр УЭО (далее – реестр) с выдачей свидетельств первого, второго, третьего типов.

Главой 61 ТК ЕАЭС установлено, что право на включение в реестр имеют юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения, таможенного склада, таможенного перевозчика (далее – юридические лица).

Условия включения в реестр установлены статьей 433 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС установлена необходимость наличия у юридического лица системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств – членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям. Из данного условия следует, что в наличии у юридического лица должна быть система учета, в которой отражаются операции по учету фактов хозяйственной жизни в отношении товаров.

Типовые требования к системе учета могут быть определены Евразийской экономической комиссией, но в настоящее время установлены частью 8 статьи 383 Федерального закона. А именно:

1)  осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС;

2)  обеспечение для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров;

3)  обеспечение информационной системы юридического лица средствами защиты содержащейся в ней информации для предотвращения несанкционированного доступа, возможности незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Кроме того, статьей 245 Федерального закона установлены требования к учету товаров для проведения таможенного контроля. Требования к учету товаров для проведения таможенного контроля для юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую и иную деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, или деятельность с товарами, перемещаемыми через таможенную границу, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, с учетом положений, установленных статьей 245 Федерального закона.

Проверка указанных требований у проверяемых лиц осуществляется путем изучения представленных документов и сведений, в том числе:

1)  учетной политики, утвержденной руководителем УЭО, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) и приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008);

2)  утвержденных (пункт 4 ПБУ 1/2008) учетной политикой:

-     рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

-     форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-     правил документооборота и технология обработки учетной информации;

-     порядка контроля за хозяйственными операциями;

-     других решений, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В случае необходимости (например, для таможенных представителей, владельцев складов временного хранения) при ведении бухгалтерского учета, в том числе автоматизированного с применением определенных программных средств, сведения о которых указываются в учетной политике, могут быть сформированы дополнительные регистры, не применяемые в учетной политикой как основные, но представляющие для организации учета данные (самостоятельный вид деятельности, подлежащий отдельному учету, в учетной политике лица). При наличии всех обязательных реквизитов, установленных статьей 10 Федерального закона № 402-ФЗ, данные регистры являются регистрами бухгалтерского учета, подтверждающие ведение раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС. Такие регистры также должны быть утверждены учетной политикой.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, могут отражать необходимые данные, позволяющие сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, например, в актах приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг (в акте указывается номер декларации на товары, наименование товара, код товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, вес нетто, стоимость и т. п.) и на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Владельцы склада временного хранения – в отчете о принятии товаров на хранение или приходный ордер с отметкой «на ответственное хранение», или акт о приеме-передаче материальных ценностей на хранение и, например, на забалансовых счетах при отсутствии перехода права собственности.

Данные документы являются неотъемлемой частью системы учета товаров, схема отражения операций по учету расписывается в учетной политике.

Обеспечение информационной безопасности, в рамках которой проверяются требования, предъявляемые к техническим средствам и средствам защиты информации (установлены приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»):

1)  наличие установленных на средствах вычислительной техники информационной системы электронного предоставления сведений (далее – ИС ЭПС) лицензионных средств антивирусной защиты информации, сертифицированные ФСТЭК России и ФСБ России по требованиям безопасности информации;

2)  наличие сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, совместимые с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов для обеспечения целостности и юридической значимости передаваемой информации в процессе информационного взаимодействия;

3)  обеспечение разграничения и контроля доступа должностных лиц Заявителя к ресурсам информационной системы электронного предоставления сведений с использованием сертифицированных средств защиты информации (должна быть аттестована по требованиям безопасности информации).

Также информационная система проверяемого лица проверяется на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Проверка системы учета товаров с применением удаленного доступа зависит от предполагаемых организацией использования возможных способов взаимодействия с таможенным органом. Порядок указанного взаимодействия, включая регламент информационного обмена между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами, а также состав и форматы данных, устанавливаются соглашением о взаимодействии, заключаемым между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 386 Федерального закона.

В настоящее время проектом приказа Минфина России «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов, принятии решений о приостановлении (возобновлении) действия свидетельства уполномоченного экономического оператора, а также исключении юридического лица из указанного реестра» предусмотрен ряд способов предоставления удаленного доступа. В их числе:

1)  через WEB-браузер по адресу http://________________;

2)  с применением программы удаленного доступа по адресу/ID__________;

3)  с применением АПС «Личный кабинет»;

4)  с применением АПС «Электронное представление сведений»;

иным способом, например, через информационного оператора (статья 283 Федерального закона).

Комментарии
Максимальная длина 5000 символов
Обновить код